14:42 

окололитературное, типо мысль

von Strang
летит «заку» по орбите, опоясавшись ломом... а кому какое дело – может, «гАндам» стерегёт...
к вопросу о научной фантастике



Вопрос, собственно, один из наших любимых в спорах о сабже, а именно – жанр это или метод?
Так вот, НФ – это метод. Не жанр. Жанр – это приключения/боевик, производственный роман, детектив, лирика и т.п. Любой из этих жанров можно вписать в рамки НФ – было б желание. И умение, да.
Но если с умением туго – сразу начинается... ни-ни, это вам не какая-нибудь! моя писать фантбоевик, не лезьте со своей наукой! Или – да шо вы мне лезете с характерами, композицией и психологизьмом, я пишу НФ, а не эту вашу!..
...и прочие отмазки. Хотя на самом деле аффтар просто пишет фигню в выбранном жанре, не умея использовать творческий метод, за который взялся.

@темы: наброски для рОмана, чукча читатель

URL
Комментарии
2009-12-28 в 14:47 

AnnetCat
Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Вот-вот, и Олди про это писали))

2009-12-28 в 15:30 

LynxCancer
Славим жизнь и сеем смерть
А вот Чигиринская писала, что это жанр, который использует реализм как метод. И мне такой подход больше нравится.

2009-12-28 в 15:49 

AnnetCat
Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
надо сказать, что когда заходят споры, кто тут жанр, мне хочется залезть под плинтус)) подход Олдей я понимаю. Подход "фантастика - жанр" - не, не понимаю) но я в этом деле серый-пресерый кот)
Мне вон тут сказали, что дамский роман и любовный роман - это две большие разницы) тут мои мозги и сломались.

2009-12-28 в 18:52 

von Strang
летит «заку» по орбите, опоясавшись ломом... а кому какое дело – может, «гАндам» стерегёт...
LynxCancer , у жанра должно быть содержание. Т.е. любовная линия, приключения, раскрытие преступления и т.п. А что может быть содержанием НФ ? научные сведения? но это, в принципе, жанр научной популяризации, прекрасно обходящийся без фантастики, тем более, научной. Хотя и способный применять её как метод более увлекательного раскрытия темы.

URL
2009-12-28 в 19:31 

LynxCancer
Славим жизнь и сеем смерть
у жанра должно быть содержание.

Не-а, не должно. В таких случаях приводят в пример сонет, котрый определяется только по числу строк. Или вот трагедия и комедия -- жанры, все содержание которых в том, что в первом случае в конце все умирают, а во втором -- нет. Все остальное может быть любым.

А что может быть содержанием НФ ? научные сведения?

Я, кстати, могу продолжить ряд "любовная линия, приключения, раскрытие преступления..." на НФ. Это решение научной или технической проблемы. Вот, скажем, "Озеро горных духов" Ефремова, его же "Тень прошлого", "Звездные корабли", рассказы о пилоте Пирксе Лема, рассказы Альтова -- это все практически детективы, только в роли загадки не преступление, а загадки природы. Разумеется, это только самая кондовая жесткая НФ, социальная НФ уже из этой схемы будет выбиваться.

Что касается формулы: "фантастика -- жанр, использующий реализм как метод", там пафос в том, чтобы отделить фантастику (вместе с фэнтэзи и космической оперой) от множества других литературных произведений, которые пользуются фантастикой как методом, но сами по себе слишком разнородны, чтобы слепить из них жанр -- там и сказки, и мистика, и турбореализм, и "магический реализм" великих латиноамериканцев. Фантастика как метод -- это когда в действии вдруг возникает то, чего явно в реальности быть не может (Реминдиос вознеслась на небо, Иван Карамазов общался с чертом), но читатель от этого не удивляется, а понимает, что это не бред, а художественный прием, метафора каих-то духовных преобразований в тексте. А фантастика как жанр от этого подхода -- здесь читать, здесь не читать, здесь рыбу заворачивали -- отказывается, и описывает нечто фантастическое как будто это нечто реальное. Вот поэтому метод -- реализм.

2009-12-28 в 19:57 

von Strang
летит «заку» по орбите, опоясавшись ломом... а кому какое дело – может, «гАндам» стерегёт...
LynxCancer таких случаях приводят в пример сонет, котрый определяется только по числу строк

хм... вот тут не уверен, бо не специалист, но - это точно жанр? а не один из методов написания стиха, наряду с хореями и прочими ямбами?

Или вот трагедия и комедия -- жанры, все содержание которых в том, что в первом случае в конце все умирают, а во втором -- нет. Все остальное может быть любым

А всё остальное любым уже не будет. Скажем, комедия - обязана рассмешить читателя/зрителя. Соответственно, герои должны быть смешны. Соответственно - высокий пафос и героика или чувства, заставляющие сопереживать, им заказаны. Иначе жанр становится иной, а комедия или исчезает вовсе, или сжимается до частных деталей повествования - на которых читатель/зритель может перевести дух, чтобы вновь окунуться в основной сюжет.

Это решение научной или технической проблемы

Это и есть научпоп. Фантастика здесь в принципе не обязательна. Вымышленные герои и события - ещё не фантастика, а атрибут художественной литературы вообще. Тем более что в этих вымышленных героях нередко можно узнать людей реальных, решавших те же проблемы в действительности.

рассказы о пилоте Пирксе Лема, рассказы Альтова -- это все практически детективы

Это и есть детективы =-.-= Использующие НФ как метод, чтобы разнообразить повествование или в плане чисто антуражном - перенеся классическое жанровое "преступление в запертой комнате, преступник среди вас", к примеру, на борт космического корабля, облетающего Сатурн - или положив фантастический элемент в основу сюжета (а преступник-то - робот!).

Разумеется, это только самая кондовая жесткая НФ

Что самое забавное, это не так ;) В том же "Пилоте Пирксе" соотношение Н и Ф таково, что в hard SF он не укладывается никак - только в soft. За отсутствием, собственно, научных описаний и технических подробностей (которые, впрочем, там излишни всё равно).

социальная НФ уже из этой схемы будет выбиваться

Она будет лишь иллюстрировать тот же тезис: НФ - это метод; в данном случае - применяемый для описания тех или иных аспектов жизни общества. Тем более что здесь фантастический элемент зачастую сводится к "будущей" дате на календаре - остальное является чистой научной (ну, более или менее ;) ) экстраполяцией нынешних тенденций на это самое будущее.

Фантастика как метод -- это когда в действии вдруг возникает то, чего явно в реальности быть не может (Реминдиос вознеслась на небо, Иван Карамазов общался с чертом)

Здесь единственная проблема, а можно ли вообще считать все эти турбореализмы и магические реализмы, собственно, фантастикой =-.-= А то ведь в фантастику иные готовы записать и "Фауста" Гёте, и "Илиаду" Гомера - даром, что никакой фантастикой они не являются.

URL
2009-12-28 в 20:20 

LynxCancer
Славим жизнь и сеем смерть
Здесь единственная проблема, а можно ли вообще считать все эти турбореализмы и магические реализмы, собственно, фантастикой =-.-=

В том что и дело, что нельзя. Для этого и затеян весь сыр-бор.
А вот чем нельзя считать? Что такое эта фантастика, к которой нельзя относить некоторые литературные произведения, в которых что-то фантастическое определенно присутствует? Ага, это литературный жанр (поскольку метод явно имеет место, а вот для жанра надо добрать еще каких-то признаков, образующих пресловутую устойчивую совокупность).

хм... вот тут не уверен, бо не специалист, но - это точно жанр? а не один из методов написания стиха, наряду с хореями и прочими ямбами?

Точно.

Скажем, комедия - обязана рассмешить читателя/зрителя.

А что, "Вишневый сад" или "Дядя Ваня" -- очень смешные вещи? А ведь комедии. То есть, понятно, что изначально, в Древней Греции, все так и было. Но так как жанры эволюционируют, наполнение у них может стать очень разным. Это среди прочего значит, что к жанровой классификации не может быть универсального подхода. Это примерно, как Гумилев пытался вывести, как определяется этнос -- а по-по разному. У одних по языку, у других по религии, у третьих по тому и другому...

Что самое забавное, это не так ;) В том же "Пилоте Пирксе" соотношение Н и Ф таково, что в hard SF он не укладывается никак - только в soft. За отсутствием, собственно, научных описаний и технических подробностей (которые, впрочем, там излишни всё равно).

Оу. А что ж тогда жесткая?

Это и есть научпоп. Фантастика здесь в принципе не обязательна. Вымышленные герои и события - ещё не фантастика, а атрибут художественной литературы вообще.

Ну, причем здесь научпоп? Мы же о художественной литературе говорим, а научпоп к ней не относится. Это вообще разные не пересекающиеся сущности. Я говорю о художественном произведении, где источником интриги, так сказать, являются какие-то научные проблемы, или проблемы, связанные с наукой (Допустим, книга посвящена вопросам этичности использования какой-то технологии, но при этом сам процесс создания технологии в ней не описан)

2009-12-28 в 22:24 

НФ это метод разумеется.

2009-12-28 в 22:58 

von Strang
летит «заку» по орбите, опоясавшись ломом... а кому какое дело – может, «гАндам» стерегёт...
LynxCancer А что, "Вишневый сад" или "Дядя Ваня" -- очень смешные вещи? А ведь комедии

Ну так и "Мёртвые души", по авторскому определению - поэма. А где стихи? =-.0=
И как комедии, собственно, они никакие, да. Как сатира - возможно.

Оу. А что ж тогда жесткая?

В жёсткой - научная информация является сюжетообразующим элементом, а не вспомогательным. Скажем, действие "Одиссеи-2" Кларка чётко привязано к системе Юпитера с её спецификой. Ради чего потребовалось даже игнорировать некоторые события первого романа ;) А если брать, например, "Стажёров" Стругацких, то там что Юпитер, что Сатурн... да хоть Солнце - один чорт; сюжет построен целиком на взаимодействии персонажей в "камерных" локациях ("Хиус", колония старателей, полигон, научная станция и т.п.)

Ну, причем здесь научпоп?

Таки это основа ;) С чего началась НФ как таковая, как не с идеи популярно, в увлекательной форме рассказать широким массам о достижениях науки. "Учить, развлекая", как это было в "необыкновенных путешествиях" Жюль Верна, etc.
Так что, сферы вполне себе пересекающиеся. И породившие, например, такой специфический жанр, как производственный роман.

Допустим, книга посвящена вопросам этичности использования какой-то технологии

Обычная социалка. Где автор пытается показать реакцию общества на внедрение технологии NN (или, напротив, её запрет). В том и суть, что если технология (или иная научная информацмя) не освещается, как таковая - она уходит из центра повествования. В лучшем случае держится как один из сюжетообразующих элементов, в худшем - сползает в ряд общего антуража; но в центре что так, что этак, оказывается конфликт персонажей. Развивающийся далее или "вглубь", в психологию, или "вовне", в социалку, или в чистые "приключения тела" - это уж как автор напишет.

URL
2010-01-13 в 22:20 

Кифа
Ad majorem Dei Gloriam
Думаю, будет интересно - и как раз по теме. И в связи с нашим давешним разговором об освоении космоса.
Здесь о предсказаниях научной фантастики и о том, что эти прогнозы не сбылись
Здесь о том, почему они не сбылись.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Barony of Strang

главная