летит «заку» по орбите, опоясавшись ломом... а кому какое дело – может, «гАндам» стерегёт...
...что основная проблема использования deus ex machina в сюжете – то, что означенный deus является не объектом, а субъектом повествования. Это не элемент декораций – условная хрень, посредством которой персонажи решают свои проблем, а вполне себе самостоятельный персонаж. Это, увы, проблема слишком многих: написать вначале – NN подавился косточкой от персика и оттого помре, а потом увлечённо расписывать последствия безвременной кончины, упуская из виду главное. Кто персик-то подложил? Скажем, в Gundam S.E.E.D. – кто и зачем вывел Джорджа Гленна? Нет ответа ни в первом сезоне, ни во втором. И даже вопрос не ставят, хотя и находки в колонии Мендель, и расследование прошлого Пал-Палыча Дюрандаля могли бы подвигнуть ребят копнуть в этом направлении. Или вот ещё... ладно, дальше каждый вспомнит примеры сам. Примеры совсем клинические трогать вообще мне неохота, бо аффтарам ничего, кроме живительной эффтаназии, уже не поможет. Мне интереснее... хм... свой приподнявшийся чуть-чуть креатифф не уронить и в *оно* не макнуть? Вот, пожалуй, что так.

@темы: наброски для рОмана

Комментарии
14.12.2009 в 10:15

Славим жизнь и сеем смерть
Ну, ладно, оставив в стороне технический, так сказать, аксепт – в сюжете-то можно было это хоть как-то обыграть! Почему китайская? Почему вышла из-под контроля, и вышла ли на самом деле? Кто создал, кто контролирует теперь? И т.д., и т.п.

Вот, кстати, по таким умолчаниям (какие детали в сюжете и конструкции мира автор оставляет без объяснения) забавно бывает выделять господствующие стереотипы. Типа: "Пробудилось Древнее Зло" -- какое зло? Почему пробудилось? А фиг знает, в фэнтэзи-романах оно всегда пробуждается. Но Древнее Зло -- чисто литературный стереотип, а бывают и такие, которые имеют отношение к жизни.
За китайскими спутниками, видимо, стоит иррациональный страх перед Китаем, порожденный геополитическими прогнозами...
14.12.2009 в 10:44

летит «заку» по орбите, опоясавшись ломом... а кому какое дело – может, «гАндам» стерегёт...
LynxCancer , "Древнее Зло" в принципе - миф не совсем литературный; та или иная эсхатологическая концепция есть в большинстве культур. И относить отправную точку конфликта, приводящего в итоге к концу света, в глубокое прошлое - само по себе не ново.

За китайскими спутниками, видимо, стоит иррациональный страх перед Китаем, порожденный геополитическими прогнозами...

На время написания сериала - это 1-я половина 80-х - скорее, несбывшимися старыми прогнозами "жёлтой угрозы", которой пугали народ века, где-то, с XIX-го. Но плохо не это - плохо, что "жёлтая угроза" в том сюжете так и не реализовалась ничем, кроме пресловутых спутников. То бишь, Китай был извлечён для закрытия единичной дыры в сюжете и убран обратно в кусты, как тот белый рояль. Я в ЖЖ-коментах об этом говорил уже - как критерии разлития между "богом из машины" и "роялем в кустах".
14.12.2009 в 11:03

Славим жизнь и сеем смерть
"Древнее Зло" в принципе - миф не совсем литературный; та или иная эсхатологическая концепция есть в большинстве культур.

Есть-то есть, но в древности и в средние века из нее не делали сюжетов для приключенческих книг. Герои рубились либо друг с другом, либо с хтоническими чудовищами, но эти чудовища были такие очень обыденные, повседневные -- ну, появляются они периодически, начинают вредить людям, приходится героям подрываться их истреблять... Дело житейское, никогда вопрос не ставился так: "Или вы выполните квест (удержите послендний рубеж), или миру крышка". Этот подход распространился после Второй Мировой -- у тех, кто применял его по делу и с умом. А еще был Толкин, который эту тему раскрыл так хорошо, что все бросились подражать, возможно, даже несознательно.

То бишь, Китай был извлечён для закрытия единичной дыры в сюжете и убран обратно в кусты, как тот белый рояль. Я в ЖЖ-коментах об этом говорил уже - как критерии разлития между "богом из машины" и "роялем в кустах".

Да, понятно.