летит «заку» по орбите, опоясавшись ломом... а кому какое дело – может, «гАндам» стерегёт...



О Лукьяненке сейчас писать лень, поэтому напишу о Первушине, вернее, его «Звезде», которую только что дочитал. Честно говоря, мне было бы интереснее увидеть новую историю «мира первого американского спутника», чей таймлайн обрывается на середине 70-х гг. (полёт «Аэлиты» и политический кризис на Земле), ну да ладно. В конце концов, автору виднее, о чём писать =-.-=
В аннотацию вписан подзаголовок «Новый советский роман», и это действительно так. «Звезда» – очень «советская» книга по жанру, а может быть методу; именно то, что в старые добрые времена понималось под научной фантастикой. Жанр, популяризирующий некую отрасль науки и техники, и зазывающий туда молодежь =-.-= В данном случае и отрасль самая, что ни на есть, научно-фантастическая – космонавтика.
...здесь можно ещё поворчать, мол, было б, куда зазывать – по нынешним временам-то; но мы наступим змее нашего пессимизма на хвост кирзовым сапогом оптимизма; в конце концов, жизнь в отечественной космонавтике ещё теплится, и это уже повод на что-то надеяться, особенно если других поводов нет...
Приятно порадовали упомянутые в тексте «профессиональные» детали, вроде наклонения орбит или качелей Хилова; видно, что автор в теме. Собственно, и ценим мы его, прежде всего, за книги по истории космонавтики – нехудожественные, которых на сегодняшний день гораздо больше, чем художественных. И это хорошо.
Первая часть романа – если не документальная, то, по кр.мере, достаточно реалистичная история последнего полёта «Колумбии», вполне себе производственный роман из жизни штатовских астронавтов и НАСА. Что особенно порадовало, американцы не карикатурные, даже Джордж Буш =-.-= Ибо антиамериканисты задолбали.
Часть вторая – опять же, в лучших традициях советской НФ, история становления лётчика-космонавта Москаленко, одного из тех, кто принял участие в спасении попавших в беду штатовцев. «Утопический» сегмент текста, касающийся истории тамошнего СССР, где Ю.В. прожил дольше, чем не смог у нас, и реформы прошли как надо, а не через-жопу-как-всегда, оставим в стороне. Во-первых, тут и без меня наговорили всякого; во-вторых, на уровне чисто эмоциональном в такую позднюю «точку поворота» верится с трудом. Абыдна, да. Ладно бы, при Сталине, ладно, в 60-е, на крайняк – 68-й; это всё было давно, да и хрен с ним; а тут – гораздо проще верить, что no return point мы проскочили ещё при Ильиче Втором, и потом оставалось только молиться за спасение души, потому как тело спасать уже поздно.
Вот, часть третья могла бы быть и побольше. Само спасение терпящей бедствие «Колумбии» осталось за кадром, вместе с крайним связующим звеном между ч.1 и ч.2. Сюжетная линия Дэйва Адамски в этой части тоже выглядит чересчур скомканной, сжатой; здесь, кажется, автор следует не лучшей, но худшей традиции советской НФ, заставляя беднягу ахать и кивать в «полуторалоге» с Марининым о преимуществах реформированного советского строя.

Резюме. Любителям НФ и космоса – читать, однозначно. Любителям «социалки», наверное, тоже. Всё-таки, хороший там мир...






@музыка: «На пыльных тропинках далёких планет...»