понедельник, 02 ноября 2009
Хм... ползают в голове мысли по теме, ползают, гадёныши, но собирать их в кучу, строить по ранжиру и выставлять на бумаге связным текстом – лень. Да и времени на это негусто, я ведь и так серьёзную-то научную работу совсем забросил – что говорить о несерьёзной?
Ловим мысли за хвосты.
Мысль перваяМысль первая.
Космос, он, сцуко, большой. И просматривается во всех направлениях. Из чего отдельные недостаточно проницательные читатели делают вывод, что достижение скрытности перемещений флота в космической войне невозможно. И они были бы правы, кабы не ошибались =-.-=
0. рассматривая условный сеттинг, в котором возможна космическая война, мы должны принять, что в нём существует космическая торговля. Т.е. некий довольно приличный грузооборот, осуществляемый большим – где-то, на порядок бОльшим численности военных флотов – торгово-транспортным флотом. Поэтому населённые области пространства – включая возможный театр войны – содержат большое количество искусственных объектов разнообразной государственной принадлежности
1. среди этих объектов некий небольшой процент – 3-7 %, вряд ли больше – составляют военные корабли, перемещения которых одной стороне надо скрыть, другой – обнаружить
2. независимо от конкретных методик и технических подробностей – обнаружение осуществляется при помощи конечного числа методов, каждый из которых имеет свои пределы достоверности; чем больше методов задействовано – тем больше уходит времени на анализ информации
3. собственно, как происходит анализ? мало обнаружить в пространстве объект – надо идентифицировать его как неприятельский корабль. Грубо говоря...
- уровень 1: «видим летящую в космосе хуйню»
- уровень 2: «видим летящий в космосе корабль»
- уровень 3: «видим летящий в космосе марсианский военный корабль, удаляется от Марса»
- уровень 4: «видим летящий в космосе марсианский линкор типа «Джон Картер», летит куда-то во внешнюю систему»
- уровень 5: «...вот он, сцуко – ЛК «Генерал Семецкий» тип «Джон Картер», постройки 2117 года (смотрим ТТХ хучь по данным разведки, хучь по «Джейну») – летит в сторону Юпитера, хрен бы знал, зачем?»
4. прежде, чем идентифицировать вражину до такого уровня – надо выделить его из общей массы находящихся в поле зрения объектов, которых до жопы
- уровень 1: «в поле зрения много всякой хуйни, более 9000»
- уровень 2: «в поле зрения видим разнообразные корабли и суда, тысячи их»
- уровень 3: «в поле зрения 319 марсианских военных кораблей»
- уровень 4: «в поле зрения 29 линкоров типа «Джон Картер»»
...что-то типа того =-.-= В условиях, приближённых к идеальным.
5. достоверность идентификации. Это, по жизни, игнорируемый хомячками-теоретиками аксепт военного дела. У хомячков всё просто: выстрелил – значит, попал; увидел – значит, опознал. Хотя в условиях, приближённых к реальным, речь может идти лишь о вероятности успешного... в нашем случае – распознавания. При том, что противником неизбежно принимаются меры к маскировке своих кораблей, и одна из важнейших задачи при анализе полученной от обсервационных станций информации – это отличить пресловутый военный корабль от прочих наблюдаемых объектов. Можно ещё добавить, что объекты, НЕ идентифицированные как «возможно – военный корабль противника» на каждом уровне обработки информации – они и НЕ отслеживаются... если военному кораблю повезло затеряться среди них, он выпал из поля зрения наблюдателей: скрытность его перемещений достигнута
6. помимо «фоновых» объектов, от болтающегося в пространстве мусора до идущих своим курсом транспортов – противником будут приниматься меры к вводу в заблуждение наблюдателей. Если и не постоянно, то в ситуации военной опасности/военной угрозы – наверняка. Т.е., наряду с настоящими военными кораблями, в космос выводится некоторое количество аппаратов-имитаторов, с той или иной степенью соответствия копирующих их наблюдаемые характеристики
С учётом пп.5 и 6 – всё несколько усложняется:
- уровень 3: «в поле зрения около 300 объектов, предположительно являющимися марсианскими военными кораблями»
- уровень 4: «в поле зрения 30 объектов, предположительно являющихся линкорами типа «Джон Картер»»
- уровень 5: «в поле зрения 3 объекта... и хрен его знает, который из них – настоящий линкор «Генерал Семецкий», а не замаскированная под него шаланда с брёвнами вместо пушек»
...что-то типа того =-.-= В условиях, приближённых к реальным.
7. чем шире поле зрения – больше количество обсервационных станций – больше число способов обнаружения и параметров, по котором осуществляется идентификация – тем больше времени уходит на обработку информации. Это с одной стороны. С другой – обеспечение удовлетворительного качества этой информации стоит недёшево. Поэтому – в условиях, приближённых к реальным – неизбежно наличие «слепых пятен» в виде не охваченных наблюдением участков пространства, не оцениваемых при анализе параметров и т.п. Впрочем, полное «не» ещё в ряде случаев можно заменить на «слабо» – качество полученной информации падает, вероятность ошибки – возрастает. Итог на практике может быть тот же: линкор «Генерал Семецкий» *внезапно* появился там, где его не ждали и... таки это линкор, не всё ж Михалычу геройски погибать =-.-=
8. манёвры эскадр и флотов. Здесь проще: группа объектов, следующих одинаковым курсом, неизбежно бросается в глаза. Вопрос лишь в определении её состава. Которая из нескольких обнаруженных групп – настоящее ударное соединение кораблей основного класса, а где – набор замаскированных под них барж, разбавленных парой-тройкой старых дредноутов для достоверности – это тоже ещё надо определить
9. время. Если на достижение противником намеченной цели маршрута уходит его больше, чем у нас – на достоверную идентификацию замеченных объектов как военных кораблей, скрытность неприятельских перемещений можно считать достигнутой. Пока мы чешем репу и думаем, где находится и куда летит настоящий противник – он сам заявляет о себе, нанося удар. Внезапно, хе-хез.ы. ...перечитал. Ладно, хрен с ним – постим пока так. Так оно должно выглядеть в общем виде; что же насчёт деталей, в зависимости от уровня технического развития сеттинга... до чорт бы с ними, пока. С деталями мне точно сейчас разбираться лень, да и некогда.
@темы:
космическая империя,
наброски для рОмана
Вот!
Оно огромное, несомненно.
Но, поскольку в масштабах космоса корабли у нас маааааленькие - космос у нас огромное, но отнюдь не пустое место. Как с точки зрения пилота, так и с точки зрения наблюдателя. То есть, можно ходить вне плоскости - но вот это - действительно заметно. На текущих технологиях, отличить мирно летящую комету со скоростью от 10 до 200 км/сек от враждебно настроенного небольшого флота кораблей, построенных на текущих технологиях, прикрытого пылевым облаком - нереально, соответственно, это будет нулевой метод маскировки. Тот же "Хаббл" за раз три или четыре квадратных метра небесной сферы может наблюдать одновременно - значит, для полного покрытия сферы, с учетом тени от небесных тел (а она, собственно, значима, да) - причем от всех небесных тел, включая планеты, кометы, астероиды, крупные метеоры - "Хабблов" понадобится до фига. Значит, прятки за стеночками - это метод маскировки номер раз. Чтобы оценивать возможности маскировки при некоторых технологиях будущего, нужно ввести эти самые технологии будущего.
Т.е. действует принцип "чем ты быстрее, тем ты заметнее", несомненно. Поэтому, в принципе, на этом уровне флот будет максимально незаметно, по инерции, с какой-нибудь кометой (ну хватит же хвоста кометы, которая, заметим, летит себе и летит на третьей космической, ежели из Оорта?) подходит на максимально близкое расстояние, потом включаются маршевые движки, выход из плоскости, спокойный проход с ускорением при отсутствии помех и выход на искомую орбиту. Порядки десятков минут там будут - из статуса "нас не видно" в статус "мы на орбите"; и это если у нас скорость так третьей космической и останется. Для того, чтобы войти в комету (или стать кометой) - достаточно добраться до Пояса астероидов, оттуда это уже осмыслено. А космос дальше мониторить на текущих технологиях очень сложно.
Решение проблемы на текущем уровне - огромное количество телескопов по орбите Юпитера примерно (если считать, что товарищи летят к нам откуда-то из Заплутонья), передающие в режиме реального времени информацию на станции наблюдения, сверяющие показания; в случае необходимости которые не дают товарищам нагло летать со скоростями выше третьей космической до Юпитера. Проблема, опять же, в том, что телескоп дает совсем небольшой охват сферы, а значит, их нужно действительно много, это раз; и на условно нашем техническом уровне - ненадежные это штуковины. Ломаются часто, нужны ТО и запчасти, а сцуко далеко. И хрен проверишь - сама сломалась или помог кто. Единственное твердое свидетельство - это прямой визуальный контакт, но это подлетать в упор придется.
Аналог в наземной войне - степняки где-нибудь на границе с Китаем. Сеть сторожевых башен, высоко сижу, далеко гляжу. Степняки подбираются максимально близко, используя рельеф, потом делается бросок, сеть прорывается, степняки вылетают на китайские просторы. Если степнякам везет - то башня не успевает отчитаться, если везет китайцам - успевает. Но вообще, конечно, воевать с заПлутоньем на термоядерных движках - это такой своеобразный мазохизм.
Война во внутренней сфере планет ведется точно так же, но тут безусловное преимущество имеет Марс. Просто потому, что на своей орбите он может расставить достаточно всего, чтобы следить за всеми остальными. А сам он летает очень просто - уходит в Пояс (пользуясь тем, что его спалить сложнее, чем всех остальных), откуда и разгоняется до нужной скорости. Это как гора - Марс сидит на самом верху, и ему проще всех смотреть вниз. А остальным приходится голову задирать, а она затекает.
Впрочем, у Марса и недостаток есть - у него самые большие расстояния получаются.
Поэтому война внутри системы - это война сенсоров, безусловно. Потому что нужно иметь достаточно сенсоров, чтобы всегда глядеть всюду, а это сцуко сложно. То есть, понятно, любую маскировку можно вскрыть, ну так это и в условиях Земли так.
Собственно, SETI это все прорабатывала же, и ЗП прорабатывал. Первые - принципы опознания чужих кораблей, идущих на инерции, вторые - возможность гарантированного отслеживания траектории тел в Солнечной Системе, могущих представлять угрозу для Земли. Результаты - при отсутствии сверхсветовой связи и возможности высокоскоростного маневрирования - в обоих случаях неутешительные.
Это да. Но здесь в таких условиях путь, скажем, от орбиты Юпитера к Земле - это долго. Рано или поздно новый астрономический объект будет замечен, как таковой - даже не обязательно военными станциями, а кем угодно, вплоть до астрономов-любителей. Соответственно, информация об открытии уходит Куда Следует. Даже в мирное время; а если на дворе угрожаемый период, ввиду обострения политической обстановки - то скорость прохождения информации наверх резко возрастает. Здесь главное - привлечь внимание; дальше начинается изучение обнаруженного объекта военными обсерваториями. Причём, чем более подозрительным выглядит его движение, тем бОльшие средства задействуются в его изучении.
В результате получается этакий клинч: летишь слишком медленно - у противника больше времени на обнаружение. Летишь слишком быстро - привлекаешь больше внимания.
Но вообще, конечно, воевать с заПлутоньем на термоядерных движках - это такой своеобразный мазохизм
На этом уровне, и просто поддерживать регулярные сообщения с Трансплутонами почти нереально. Соответственно, к минимуму сводится сама возможность войны - противник должен находиться гораздо ближе.
"Товарищ полковник, докладываю. За сегодняшний день обнаружено восемнадцать новых объектов сомнительного статуса, попадающих в группу риска. Активность объектов не позволяет сканирование в радиодиапазоне. Активного маневрирования не замечено. Количество неисправностей на следящих станциях выросло на полтора процента - из них полпроцента неисправимо местными средствами. Две станции не отзываются, причина неизвестна, к ним отправлена сервисная группа с эскортом. Обнаружены небольшие группы вероятного противника здесь, здесь и здесь - предположительно, отвлечение. Таким образом, служба идет штатно."
Слухачи вешаться будут.
В результате получается этакий клинч: летишь слишком медленно - у противника больше времени на обнаружение. Летишь слишком быстро - привлекаешь больше внимания.
Ну да. Китай и северные кочевники. Кто кого перехитрит.